Как вернуть игрушку в магазин
В категорию «игрушки» может быть включено все, что угодно, от погремушки для новорожденных, до электронных приставок и мини-автомобилей. И правила возврата товара в магазин будут меняться в зависимости от того, что именно нужно вернуть продавцу.
Есть некоторые детские изделия, вернуть которые можно только при обнаружении дефектов. Брак – повод заменить вещь или получить назад деньги в любом случае. А вот правило «поменять в течение двух недель качественную вещь» работает не всегда. Поэтому начнем именно с наиболее часто возникающих вопросов о возвращении изделий без брака.
Содержание статьи
Какие товары подлежат обмену
Право на возврат не бракованных вещей в течение 14 дней со дня покупки гарантирует 25 статья Закона о Защите прав потребителей (далее, ЗоЗПП). Но, существуют исключения из этого правила, это касается ряда детских товаров, и они указаны в специальном Постановлении Правительства №55 «Об утверждении отдельных видов товаров не подлежащих возврату и обмену». В список входят следующие категории детских вещей:
- CD, мультфильмы на DVD (пункт 14 Перечня);
- книжки (пункт 14 Перечня);
- косметика для девочек (пункт 3 Перечня).
Кроме того, нельзя вернуть мягкие и надувные игрушки. А еще те, которые расцениваются как Технически сложные товары (ТСТ), а именно: электронные, развивающие коврики, мобили для новорожденных.
Конечно, можно сказать, что диски, книжки или детская косметика – это не совсем игрушки, но их часто приобретают в специализированных магазинах и дарят деткам. Следовательно, родителям полезно узнать, что все перечисленные категории не попадают под действие 25 статьи ЗоЗПП. И отказ принять обратно или обменять качественную продукцию, правомерен.
Совет. Вы можете обратиться в магазин, бывает, что продавцы без особых споров идут навстречу покупателям и меняют такие изделия просто для сохранения имиджа.
Правила обмена
Стоит учесть, что любой товар, принесенный для обмена в течение 14 дней после покупки (без претензий к качеству) должен сохранять «товарный вид»:
- не носить следов эксплуатации;
- упаковка должна быть целой;
- сохранены все бирки (в данном случае, это могут быть артикулы с упаковки).
Если у вас не сохранился чек, то его может заменить любой другой документ (допустим, гарантийный талон). Также доказать факт покупки могут:
- свидетельские показания;
- видеосъемка (можно с камер наблюдений, но магазин предоставлять такой материал не обязан!);
- выписка с банковской карты при оплате по безналичному расчету;
- накладные, в который есть артикул, указанный на упаковке.
Любой метод подойдет в качестве доказательства. Помните: отказать в обмене/возврате на основании отсутствия чека реализатор не имеет права.
Заменить вещь обязаны в день обращения, вернуть сумму полностью – в течение 3 дней после обращения. потребителя. Обратите внимание: в первую очередь в таких ситуациях речь идет именно об обмене, если есть разница в цене, то сумма пересчитывается (с доплатой или возвратом ее части).
Как вернуть бракованную вещь
Вне зависимости от того, к какой категории относится бракованное изделие, у покупателя есть право:
- вернуть его и потребовать назад всю сумму;
- поменять на аналогичный, но без дефектов;
- получить частичную компенсацию (часть уплаченной суммы, которая может компенсировать расходы по ремонту);
- потребовать устранить выявленные недостатки за счет торговой точки.
Выбор способа урегулирования проблемы – право потребителя. Это гарантировано статьей 18 ЗоЗПП. Причем реализатор должен проводить все действия в установленные законодательством сроки:
- на ремонт отводится максимум 45 суток;
- обмен производится в день обращения;
- вернуть денежные средства (полностью или частично) можно в течение недели.
Важно: срок для возврата денег может увеличиться до 10 дней в связи с проведением экспертизы. И, если вы намерены вернуть свои деньги, то лучше обращайтесь в магазин во второй половине дня. Если вам согласятся оформить возврат, то больше шансов, что нужная сумма будет в кассе. а вот утром после вечерней инкассации денег может просто не хватить. И придется приезжать повторно.
Для чего нужна экспертиза
Часто основной проблемой становится спор между потребителем и представителем торговой точки о причине поломки. И действительно, иной раз трудно сказать, почему поломалась кукла или отвалилась деталь от машинки. То ли это был заводской брак, то ли ребенок слишком активно играл и применил излишнюю силу, которую малыши часто не контролируют. Экспертизу заказывают для определения причин поломки, чтобы узнать, был дефект заводским или вещь сломалась в результате «неправильной эксплуатации» (ее уронили, ударили и так далее).
Обычно эксперта приглашает магазин. Но у покупателя всегда есть право провести ее самостоятельно (еще до обращения) или же заказать повторную независимую (если с выводами первой экспертизы не согласны).
Важно: оплату услуг эксперта в любом случае несет «виновник» поломки. При выявлении производственных дефектов платит реализатор, если будет доказано, что изделие сломано детишками, то придется заплатить родителям (или любому покупателю, необоснованно потребовавшему возврата сломанной вещи).
Сроки обращения
Вернуть товар с недостатками можно только в определенные сроки:
- до момента окончания гарантийного срока;
- в течение двух лет с момента покупки, если гарантийный срок не установлен производителем или продавцом.
После этого обращаться в магазин нет смысла: вещь прослужила «положенный минимум», в дальнейшем реализатор не отвечает за ее качества и долголетие.
В случае отказа
Отказ принять обратно игрушку или заменить ее – явление частое. Если вы столкнулись с подобной ситуацией, то потребуется:
Написать Претензию: она может оформляться от руки или можно распечатать бланк и самостоятельно его заполнить.
Здесь можно скачать образец претензии
Обратите внимание: писать нужно в двух экземплярах, потребуется указать паспортные данные, контакты и подробно описать сам дефект. И обязательно получить на своем экземпляре подпись продавца!
Если представители торговой точки отказались принять Претензию, отправляйте ее заказным письмом. Обязательно с уведомлением, тогда вы сможете доказать факт обращения в магазин.
Если в течение 30 дней на Претензию не отреагировали, можете обратиться в суд. Поскольку сумма может быть незначительной (до 50 000 рублей), то потребуется писать исковое заявление мировому судье, если покупка дорогая, то обращаться нужно в районный суд.
Судебный процесс – мера крайняя. До ее применения можно:
- обратиться в Общество по Защите прав Потребителей;
- пожаловаться в Роспотребнадзор;
- если был нанесен вред здоровью, например, началась аллергия из-за некачественных материалов, использованных при изготовлении детских игрушек, то можно направить жалобу в СЭС.
Эти контролирующие органы обязательно отреагируют на обращение потребителей, чьи права нарушены.
Также можно написать заявление и показать его копию торговому представителю магазина. В случае признания судом правоты потребителя магазину потребуется оплатить все судебные издержки, компенсировать затраты на экспертизу и оплатить штраф. Дело в том, что за каждый день просрочки (речь идет об отсутствии реакции на обращение в течение 30 дней) будет начисляться пеня в размере 1% ежедневно. Недобросовестные продавцы отказываются принимать бракованное изделие в надежде, что покупатель отступит от своих требований. Но если понимают, что суд состоится, предлагают решить проблему мирным путем.
Можно ли вернуть игрушки, купленные в интернет-магазине
Как вернуть товар, купленный через интернет-магазин? Правила интернет — торговли практически не отличаются от установленных для стационарных магазинов. Право на возврат вещей с дефектами и без таковых у потребителей есть. Ключевые различия – в сроках:
- до момента вручения заказа от него можно отказаться без объяснения причин, обычно достаточно уведомить интернет-магазин об отказе, чтобы он отозвал посылку;
- после вручения можно вернуть покупку в упаковке и без следов эксплуатации (то есть в «товарном виде») в течение недели, причем пересылку вы оплачиваете сами: в течение 10 дней деньги должны прийти обратно на счет (за вычетом суммы за обратную пересылку);
- при наличии брака возвратить товар можно в пределах гарантийного срока, если он не установлен, то в течение 2 лет.
Обратите внимание: статья 26 ЗоЗПП позволяет отказаться от любого товара надлежащего качества, даже того, который входит в Перечень «невозвратных» для стационарных магазинов!
Распродажи
Еще одна волнующая тема – покупка на распродаже. Правила возврата/обмена будут определяться в соответствии с видом распродажи:
- Снижение стоимости по инициативе продавца. Для этого может быть множество причин: нужно распродать «остатки», некоторые игрушки не пользуются спросом. Здесь речь идет о качественном товаре, который просто хотят быстрее реализовать. Поэтому все выше перечисленные правила и законодательные нормы будут действовать. И отказ от выполнения их исполнения неправомерен! Потребитель может вернуть как некачественный, так и качественный товар, опираясь на те же законы, что и при обычной торговле.
- Уценка из-за брака. Вот тут отказ принять бракованную вещь правомерен, ведь стоимость была снижена из-за дефекта, и потребителя об этом предупредили. Значит, предложили ему приобрести вещь с компенсацией разницы стоимости – применили один из механизмов, предусмотренный для защиты прав потребителей. Но! Обратите внимание: если вы купили продукцию с одним дефектом (допустим, с поцарапанными клавишами детского музыкального инструмента), а он перестал играть вообще, то речь идет о разных браках. Значит, товар обмену и возврату подлежит как бракованный.