Как вернуть автомобиль в магазин

Покупка нового авто – обычно событие долгожданное и важное. Будущий автовладелец тщательно выбирает марку и цвет, интересуется техническими характеристиками, возможностями и «начинкой». Но иногда радость длится недолго: иногда почти моментально, иногда с течением времени у машины выявляются дефекты. Что делать в таких случаях, куда обращаться и можно ли вернуть дорогую вещь продавцу? Такое право имеется, хотя и с определенными ограничениями. Элементарные знания в области собственных прав помогут решить возникшие проблемы.

Возвращение автомобиля продавцу

Все взаимоотношения продавец-потребитель строго регламентированы действующим в России законодательством. На страже интересов покупателя стоит Гражданский Кодекс и Законы о защите прав потребителя (ГК и ЗОЗПП соответственно). Мы рассмотрим, как и какими законодательными актами можно воспользоваться при расторжении договора купли-продажи. Но сначала давайте узнаем, какими термины и понятия пригодятся вам в решении данного вопроса.

Терминология и определения

Для начала потребителю стоит узнать, что автомобиль с точки зрения закона относится к категории технически сложных товаров (согласно Постановлению Правительства Российской Федерации  от 10.11.2011 N 924 редакция от 17.09.2016г. «Об утверждении перечня технически сложных товаров»). Это означает, что при его возврате/обмене действуют особые правила.

Это важный момент, потому что недобросовестный представитель автосалона или торговой точки, реализующей машины может ссылаться на то, что технически сложные товары не могут быть приняты обратно или обменены. Данное утверждение истинно лишь наполовину: нельзя просто так вернуть только исправный товар, но при обнаружении в нем недостатков закон на стороне потребителя.

Недостатки бывают:

  • незначительные (дефекты), которые можно быстро исправить;
  • значительные (неустранимые), их либо невозможно исправить, либо ремонтные работы настолько нерентабельны, что потребуют существенных денежных вложений (по отношению к начальной стоимости авто);
  • многочисленные: если в машине постоянно ломаются разные детали или конструктивные узлы, то можно говорить о значительных недостатках, хоть речь идет о ремонтных работах разного типа.

Внимание: от определения типа недостатка зависит, можно ли вернуть авто и в какой срок это можно сделать.

Возвращение бракованной вещи или расторжение договора купли-продажи в отношении автомобиля как технически сложного устройства возможен в только в определенных ситуациях, а именно:

  • при выявлении любых, в том числе, незначительных дефектов: в течение 14 дней с момента покупки. Это право закреплено законодательно в ст. 18 п. 1. Датой покупки считается день, в который машина была фактически передана владельцу. То есть, если деньги были перечислены 5 числа, а авто передано 15, отсчет начинается именно с 15 числа.
  • при выявлении неустранимых или значительных недостатков: продавцу в течение 2 лет или производителю (импортеру) – в течение 10 лет, если в договоре и/или сопроводительных документах не был указан другой гарантийный срок см. ст. 18 п. 2.
  • при неоднократном ремонте, если на это потребовалось больше 30 дней суммарно в течение каждого года.

Итак, ответственность за некачественный товар (в данном случае – автомобиль) в первые 2 года после реализации несет посредник (автосалон, дилер или любое другое лицо, реализовавшее авто). По истечению этого срока все претензии направляются производителю или импортеру. После окончания действия гарантии (или по прошествии 10 лет, если в гарантийном талоне не указаны другие сроки) устранение любых проблем с эксплуатацией становится личным делом автовладельца.

Важно: это правило действует только в отношении новой техники, а право расторгнуть договор (или обменять автомобиль на другой, аналогичной модели, или потребовать снизить цену и компенсировать разницу между уплаченной суммой и пересчитанной в связи с выявлением существенных недостатков) появляется только при наличии дефектов разной степени. Если претензий к качеству товара нет, то он как технически сложный возврату-обмену не подлежит. Исключением может быть добровольное согласие продавца на такую операцию.

Законодательная база

При обсуждении всех моментов и нюансов, связанных с возвратом/обменом/снижением стоимости можно опираться на:

Законы по защите прав потребителей:

  • статья 18 – регламентирует правила возврата технически сложного товара;
  • статья 24 – регламентирует порядок расчета при возврате денежных средств за товар с недостатками;
  • статья 19 — определяет сроки возврата товара;
  • статья 22 — определяет сроки получения компенсации или возмещения полной суммы;

Гражданский Кодекс используется при решении вопросов, связанных с возвратом денежных средств. И определении ответственности сторон – кто оплачивает расходы, связанные с доставкой, экспертизой и другими операциями при расторжении договора купли-продажи. Порядок возврата авто регулирует статья 503 ГК РФ.

Таковы общие правила, терминология и законы, используемые при возврате или обмене машин. Теперь рассмотрим предметно порядок действий в разных ситуациях.

Как вернуть новый автомобиль

Все указанные выше правила применимы только к новым авто, которые были приобретены через салоны, дилеров, торговые представительства и любые другие торговые точки. Теперь рассмотрим, как следует действовать в том или ином случае.

Мирное решение проблемы

Мирное урегулирование – самый быстрый и легкий способ решения проблемы. Конкуренция между автодилерами в данном случае может сыграть положительную роль. В вопросе обмена или возврата денег могут пойти навстречу, даже если в автомобиле отсутствуют какие-либо недостатки. Итак, первым шагом является устное обращение или письменное заявление (в течение двух недель при обнаружении даже мелких дефектов) или в течение двух лет при значительных недостатках (к продавцу). Или в срок от 2 до 10 лет – к фирме-производителю. Главное, чтобы они не возникли по вине нового владельца. Это определяет экспертиза, которую может проводить:

  • сервисный центр, который сотрудничает с продавцом;
  • сам автовладелец, если не согласен с выводами сервисного центра (независимая экспертиза).

По результатам проверки определяется порядок дальнейших действий и лицо, которое оплачивает услуги экспертов. Поскольку потребитель не обязан разбираться в технических устройствах, его мнение должно основываться на результатах экспертизы. Также экспертная оценка поможет определить виновника неисправностей (новый владелец, технический брак, некачественная сборка). Если выявлен заводской или другой брак, расходы несет продавец, если виноват покупатель, то он обязан оплатить экспертизу. Доказательства изначально возложены на продавца, но и потребитель может воспользоваться своим правом собирать их (ст. 18, пункт 6 ЗоЗПП).

Возможные варианты решения проблемы

При обнаружении дефектов (значительных и незначительных) у покупателя появляется право:

  • вернуть сумму, уплаченную продавцу, в полном объеме;
  • обменять товар на аналогичный (той же марки и серии);
  • снизить стоимость и получить компенсацию (ст. 24 пункт 4 ЗоЗПП).

Обратите внимание. Согласно статье 18 ЗОЗПП потребитель может дополнительно получить компенсацию всех расходов, связанных с приобретением и эксплуатацией некачественной техники. А в статье 24 закреплено право получить полное возмещение убытков, понесенных в связи с оформлением и оплатой автокредитов.

При отказе

При отказе от мирного решения, автовладелец получает право  обратиться в суд. А в исковом заявлении указать на штрафные санкции за отказ от добровольного возврата денежных средств за некачественный товар (статья 13 ЗОЗПП пункт 6). Для таких случаев существует определенная процедура.

Инструкция для потребителей

Если продавец (производитель или импортер) манкирует своими обязанностями и отказывается вернуть или обменять авто добровольно, то следует:

  • Написать претензию и вручить ее представителю автосалона, любой торговой точки или фирме-производителю. Здесь можно скачать образец претензии по возврату автомобиля продавцу. Необходимо вручить ее и получить отметку о принятии на рассмотрение с подписью и датой. Важно: составляйте претензию в двух экземплярах и один храните у себя до решения вопроса. Максимальный срок рассмотрения – 30 дней, из них 10 отводится на экспертизу.При отказе принять претензию к рассмотрению отправляйте ее заказным письмом с уведомлением. В таком случае отсчет сроков начинается с момента вручения корреспонденции (дата будет указана в уведомлении).
  • При дальнейшем игнорировании законных требований единственным выходом является обращение в суд (образец – в приложении).

К судебному иску потребуется приложить пакет документов. Потребителю следует сделать копии и предоставить оригиналы (для сравнения):

  • гражданского паспорта;
  • договоров: купли-продажи, если есть – автокредитования;
  • сервисной книжки;
  • документации, подтверждающей неисправность (заказ-наряд, заключение сервисного центра, независимого эксперта);
  • отправленной претензии;
  • чека, если таковой имеется.

Важный момент: если чек не сохранился, потребитель не теряет права на возврат/обмен (статья 18, пункт 5 ЗоЗпп). При подаче иска добавляйте любые документы, имеющие значение для принятия решения.

Рекомендация юриста: после составления искового заявления его копию и образцы всех собранных документов – доказательств вашей правоты можно предъявить торговому представителю или сотруднику компании импортера (производителя). Доказательство ваших серьезных намерений может повлиять на мирное урегулирование вопроса, так как в случае судебного разбирательства все издержки лягут на ответчика (если признают его вину).

Сроки урегулирования

Согласно статье 22 ЗоЗпп, после предъявления претензии и выявления причин неисправности у продавца есть 10 дней на выплату оговоренной суммы полностью. Те же сроки будут в случае судебного разбирательства – после решения о расторжении договора купли-продажи бывшему автовладельцу обязаны вернуть всю сумму (с учетом компенсаций) в десятидневный срок.

Подведем итоги. В отношении новых авто действуют правила возврата технически сложных товаров. Период обращения  и его адресность связаны со сроками и степенью дефекта. Потребитель имеет право как на полную уплату всей суммы, так и на компенсацию расходов, связанных с автокредитованием, экспертизой, подачей искового заявления и судебными издержками. Все эти правила действительны только при условии вины производителя в незначительных или существенных недостатках.

Покупка б/у техники

На автомобили с прокатом все перечисленные выше законы и правила не распространяются. Это означает, что возврат или частичная компенсация суммы сделки будет существенно осложнена. Приобретение подержанного авто сопряжено определенными рисками. Поэтому здесь важнее предупредить ситуацию, требующую отмены договора купли-продажи. Это можно сделать, если заранее:

  • проверить техническое состояние с помощью компетентных экспертов;
  • обратиться в соответствующие службы, чтобы исключить приобретение «конструктора», незаконно собранного или восстановленного после ДТП авто;
  • уточнить правовую базу: кто является истинным владельцем, есть ли согласие супруга/супруги на продажу (в противном случае сделка может быть признана недействительной), узнать о статусе машины (залоговое имущество не является предметом продажи);
  • привлечь юристов к составлению договора (типовые не содержат пункта о возможности возврата в случае выявления любых недостатков).

Шанс на добровольный возврат уплаченных средств при покупке в специальных автосалонах, торгующих б/у техникой невысок. Это надо понимать изначально. Поэтому предварительная подготовка к сделке имеет решающее значение. Вы не обязаны доверять магазинам, предлагающим авто с пробегом. Поэтому такие действия оправданы.  В дальнейшем любые вопросы по аннулированию сделки регламентируются ГК РФ (статья 475).

Единственный вариант при отказе добровольного расторжения договора – обращение в суд. Но и в  таком случае исход сомнителен, решение будет приниматься на основании анализа всех фактов и доказательной базы. Поэтому помощь опытного адвоката в данном случае необходима. Отдельными правилами возврата регулируется возврат автомобиля, купленного в кредит.

Рекомендации юриста относительно возврата авто диллеру: видео

Похожие статьи:
Яндекс.Метрика