Как вернуть технически сложный товар

Технически сложный товар – особая категория продукции, при реализации которой действуют правила, регламентируемые специальным Постановлением Правительства Российской Федерации  от 10.11.2011 N 924 (ред. от 17.09.2016) «Об утверждении перечня технически сложных товаров» (далее – Постановление). Данный перечень корректируется, в него вносятся дополнения. Основной проблемой, с которой сталкиваются потребители, является недобросовестное информирование о порядке обмена/возврата/снижения стоимости и других, предусмотренных законодательством действий в отношении данной продукции. Разберем подробно особенности сделок и их отмены в разных ситуациях.

Определение, законодательные акты и нормы

Под определение «Технически сложный товар» (далее – ТСТ), попадает вся продукция, предусмотренная Постановлением на момент последней редакции. К таковой относятся многие предметы бытового назначения, устройства, используемые в разных сферах торговли, промышленности, предпринимательской деятельности. В частности, под действие Постановления попадает следующая техника:

  • летательные аппараты, вертолеты и легкие самолеты, оснащенные двигателем внутреннего сгорания;
  • автомобили, автотехника, мототехника, сельхозтехника;
  • снегоходы и различные средства передвижения по снегу;
  • плавсредства: яхты, лодки, катера, суда;
  • беспроводное оборудование разного целевого назначения;
  • компьютеры разных моделей и комплектующие к ним;
  • многофункциональные устройства разной сложности (струйные, лазерные);
  • техника с цифровым блоком управления;
  • фото- и видеотехника;
  • разнообразные бытовые приборы (плиты, кондиционеры, машины стиральные и посудомоечные и прочее оборудование);
  • некоторые типы часов;
  • электрифицированный инструмент.

Важно: Перед приобретением любых устройств со сложным механизмом, проверьте, входит ли они в перечень. Это поможет аргументированно спорить с продавцом или представителем торговой точки при необходимости вернуть или обменять купленную технику.

Полный перечень:

Список технически сложных товаров

Теперь, когда с понятием ТСТ все ясно, рассмотрим, какие определения и законодательные акты помогут в разрешении споров. При реализации любой продукции могут использоваться следующие понятия:

  • Товар с надлежащим качеством: продукция, которая полностью соответствует заявленным качественным характеристикам, работающая без каких-либо перебоев, без недостатков.
  • Товар ненадлежащего качества: изделия с недостатками (устранимыми или неустранимыми).
  • Недостаток: изделие, не несоответствующее потребностям (если потребитель поставил об этом в момент продажи продавца в известность, например, предупредил, что нужна техника для работы с напряжением в сети выше 220В). А также демонстрируемому образцу и/или описанию, обязательным требованиям реализации или условиям договора купли-продажи.
  • Неустранимые (существенные) недостатки: не исправляемые дефекты или дефекты, устранение которых может потребовать затрат, несоразмерных изначальной стоимости товара. К этой категории относится продукция с устранимыми недостатками, при условии, что после проведенной замены деталей или ремонта с целью устранения неисправностей проблемы с эксплуатацией возникают снова.

В спорах могут использоваться термины:

  • Гарантийный срок: определенный период, в течение которого покупатель реализует свое право на бесплатный сервисный ремонт или замену, при условии, что поломка не вызвана неправильной эксплуатацией, действием третьих лиц или сил (например, если техника испорчена в результате внезапного перепада напряжения в сети).
  • Проверка качества: осуществляется сервисным центром для выявления причин поломки или технической неисправности.
  • Экспертиза: осуществляется независимыми экспертами. Основное отличие от проверки качества заключается в следующем: в сервисных центрах сотрудники являются заинтересованными лицами. Их решение о причине некачественной работы прибора можно оспорить с помощью экспертизы. Такой акт в случае судебного разбирательства будет иметь приоритет, так как его проводили незаинтересованные эксперты.
  • Сроки проведения ремонта по гарантии: согласно действующему законодательству не должны превышать 45 дней (п. 1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», далее Закон).

Важно: если на устранение выявленных недостатков (ремонт или замену на аналогичную технику) требуется более недели, то продавец обязан предоставить в безвозмездное временное пользование другую технику с теми же качественными характеристиками по требованию потребителя. Например, если на гарантийный ремонт стиральной машины требуется 10 дней, то покупатель вправе требовать предоставить ему на время ремонта другую. После ремонта купленной техники, она возвращается владельцу, а «сменная»  – продавцу.

Правила возврата, обмена и ремонта

Каждый покупатель может расторгнуть заключенный договор купли-продажи в течение 15 дней с момента покупки (фактического владения приобретенной вещью). Поскольку допускается хранение покупки в течение суток у продавца (бесплатно, в упакованном виде), то отсчет начинается с момента доставки. Это право закреплено в Законе.

Данное право не всегда действует в отношении ТСТ. Продукция, включенная в список, утвержденный Постановлением, не подлежит возврату без объективных причин. К таковым относятся следующие пункты:

  • техника оказалась ненадлежащего качества;
  • в ней обнаружены дефекты (устранимые или неустранимые);
  • технические характеристики не соответствуют заявленным в сопроводительных документах (техпаспорт, инструкция изготовителя);
  • при покупке не были соблюдены правила продажи ТСТ;
  • в период гарантийного срока осуществлялся повторный (более 2-х раз) ремонт, который занял более 30 суток (за все время, например, за два года гарантийной службы продукция ремонтировалась три раза по 2 недели).

То есть, товар надлежащего качества не может быть возвращен продавцу. Но часто недобросовестные торговые работники используют данное правило для отказа от возврата продукции с недостатками. Разберем на примере: купленный электрочайник относится к категории ТСТ. Если он работает, то вернуть его просто так нельзя. ТСТ действительно не подлежит возврату и обмену в таких случаях. Но если при эксплуатации обнаружена техническая неисправность (не отключается автоматически, появился характерный запах оплавленного пластика или выявлены другие неисправности), то потребитель имеет полное право вернуть чайник как сразу после покупки (2 недели), так и в любой момент действия гарантийного срока.

Важно: отказ от замены, устранения неисправностей или расторжения договора купли-продажи неправомерен, если у технически сложного товара выявлен недостаток (устранимый или неустранимый).

Что делать при обнаружении и дефектов и неисправностей

В любой момент, пока приобретенная техника со сложным устройством находится на гарантийном обслуживании, при ее технической неисправности покупатель имеет право:

  • потребовать 100% возврата суммы, уплаченной продавцу;
  • пересчитать стоимость (порядок прописан в Законе);
  • произвести замену на аналогичный, с соответствующими техническими характеристиками, товар;
  • требовать бесплатно устранить недостатки.

Обратите внимание: неисправности, возникшие в результате неправильной эксплуатации, устраняются за счет покупателя. Если проблемы возникли по вине производителя, гарантийный ремонт будет бесплатным. Также как и доставка для ремонтных работ крупногабаритной техники (вес больше 5 килограмм).

Порядок обращения

При обнаружении неисправностей у продукции категории ТСТ, следует:

  • Обратиться в устной или письменной форме с требованием о замене/ремонте купленной техники или с целью расторжения договора купли-продажи и возврате в полном объеме уплаченных средств.
  • Предоставить технику для проверки качества вместе с документацией. Это может быть: гарантийный талон, заключенный договор купли-продажи, акт приемки-передачи (если техника была доставлена покупателю позже даты оплаты), чек. Важно: отсутствие чека — не основание для отказа от выполнения обязательств. Его может заменить видеосъемка или показания свидетелей.
  • Если проверка качества в сервисном центре определила причастность владельца к возникшей неисправности, то ремонт осуществляется за его счет, в остальных случаях — на продавца. При несогласии с результатами проверки можно обратиться к независимым экспертам. Если их выводы опровергают акт сервисного центра, то оплата экспертизы ложиться на продавца.

При отказе в законных требованиях

Если торговый представитель отказывается от выполнения своих обязанностей по ремонту или замене техники (или от возврата средств), необходимо:

  • Составить письменное обращение и вручить его лично или по почте. Заявление пишется в двух экземплярах, один вручается представителю торговой точки, на втором нужна его подпись о приеме претензии;
  • При отказе принять заявление, претензия отправляется по почте (письмо с уведомлением).
  • Если представитель торговой точки продолжает игнорировать законные требования, потребитель имеет право обратиться в Роспотребнадзор с жалобой или исковым заявлением в суд.

Предлагаем скачать Образец претензии на возврат технически сложного товара

После письменного обращения вопрос о возврате денег за технику ненадлежащего качества или ее ремонте/замене чаще всего решается в мирном порядке. При отсутствии реакции со стороны продавца, подготовьте все имеющиеся документы, в том числе, почтовое уведомление о доставке отправленной претензии и обращайтесь в суд.

Особенности реализации технически сложного товара в интернет-магазинах

Если ТСТ приобретается в интернет-магазине, то разрешается:

  • вернуть любой товар (даже надлежащего качества) до момента ее получения и в течение недели после получения;
  • если информация о возможных сроках возврата не была предоставлена, то у потребителя есть 3 месяца для осуществления такой операции.

Обратите внимание: возврату не подлежат распакованные вещи и с явными следами эксплуатации, выполненные по индивидуальному заказу или приобретенные в интернет-магазинах, работающих как филиалы (официальные представительства) стационарных торговых точек. То есть, если купленная техника была просто заказана на официальном сайте розничного магазина, на нее распространяются все правила возврата ТСТ (нельзя отказаться от покупки без причин как в случаях с самостоятельной интернет-площадкой).

Правила возврата технически сложного товара строго регламентируют  взаимоотношения потребителей и продавцов. Хотя невозможно вернуть исправную технику, это не значит, что приобретенную продукцию нельзя починить, заменить или вернуть в случае ее поломки из-за неисправностей, возникших по вине изготовителя.

Видео: консультация юриста по поводу возврата технически сложного товара

Похожие статьи: