Как вернуть продукты в магазин

Ежедневно люди покупают продукты, и при этом довольно часто сталкиваются с серьезной проблемой: далеко не все они отвечают качественным стандартам. Ситуации бывают разные: истекший срок годности, посторонние предметы и откровенная «пересортица». Как быть в такой ситуации и всегда ли можно вернуть продтовары в магазин? Давайте узнаем, в каких случаях закон будет на стороне потребителей и как происходит процедура возврата.

Возврат товаров продовольственной группы

Продтовары – особенная категория товаров, объединяющих все продукты и полуфабрикаты, которые можно использовать в пищу, включая жевательную резинку, бутилированную воду, продукцию специального назначения (например, для детского или диетического питания), питьевую воду, алкогольную и безалкогольную продукцию, в том числе, пиво и напитки на его основе. То есть, все, что можно съесть (немедленно, после термической или иной обработки) или использовать для приготовления пищи (специи, добавки и прочее) является товарами продуктовой группы.

На законодательном уровне закреплены правила товарооборота и реализации такой продукции. А также порядок возврата и обмена, и основания для таких операций. Права потребителей защищены несколькими нормативными актами, которые обязывают производителей и продавцов поставлять исключительно качественную продукцию конечному потребителю.

Законодательство о возврате продтоваров

Для регулирования взаимоотношений между потребителями и реализаторами продуктов питания обычно используются следующие нормативные акты:

  • Гражданский Кодекс Российской Федерации (далее – ГК);
  • Закон о Защите прав потребителей (далее – ЗоЗПП);
  • Федеральное законодательство, а именно: N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»);
  • Кодекс Нормативных Правонарушений (далее – КоАП).

На нормы и статьи можно опираться в спорах с продавцами, если они отказываются выполнять свои обязательства и соблюдать законные требования граждан. А можно ли вернуть купленную еду? Ведь так часто в торговых точках можно встретить надпись типа «Продукты возврату и обмену не подлежат». Поскольку к продтоварам применяются особые правила, следует учитывать следующие моменты:

То есть, если вы приобрели колбасу определенного сорта, то не сможете заменить ее после оплаты покупки только на основании того, что этот сорт не подходит для задуманного блюда. Или поменять, допустим, обычную муку на блинную. Такие вопросы нужно обдумывать заранее в торговом зале.

Обратите внимание: как только пробит чек, и покупка оплачена, продукты питания надлежащего качества обмену/возврату не подлежат. Эта норма  также закреплена на законодательном уровне. Но большинство торговых точек идут навстречу покупателям и разрешают сделать отмену покупки на кассе. Заметьте, что это – добровольна инициатива магазина и не является обязательной.

Другая ситуация с некачественными продтоварами, тут возврат предусмотрен и осуществляется по определенным правилам.

Возврат некачественных продовольственных товаров

Некачественные продтовары можно:

  • вернуть и получить назад всю уплаченную сумму;
  • обменять на аналогичные, но надлежащего качества;
  • потребовать снижения цены, то есть, получить частичную компенсацию.

Причем потребитель вправе выбрать любой из этих способов.

Что входит в понятие «ненадлежащее качество»

При описании возможных проблем с продажей некачественной продукции обычно указывают следующие моменты:

  • «просрочка» — товар с истекшей датой пригодности;
  • явные признаки порчи: характерный запах, плесень, грибок, изменение цвета;
  • несоответствие заявленных качеств, например, на упаковке стоит знак «без ГМО» или «гипоаллергенный», а в товаре имеются генно-модифицированные компоненты или те, которые вызвали у потребителя аллергическую реакцию;
  • вскрытая или некачественная упаковка (если доказано, что это произошло по вине торгующего, например, вакуумная упаковка «вздулась», так как в магазине нарушили технологию упаковывания с помощью вакуума);
  • наличие посторонних примесей, насекомых, предметов: к сожалению, не редко покупатели обнаруживают подобные «сюрпризы» в приобретенной еде. Причем в готовой (хлеб и прочие), консервированной и полуфабрикатах.

Любой из этих факторов позволяет заменить или вернуть продукцию реализатору. Причем в некоторых случаях достаточно предъявить ее продавцу, например, сравнить дату на кассовом чеке и конечный момент реализации. В других – придется доказывать свою правоту с помощью экспертизы.

Обратите внимание: претензии по составу могут быть самыми разными. На упаковке указано, что вам продают сыр, а оказывается, что это сырный продукт. Или имеется явное несоответствие с ГОСТом или ТУ.

Сроки обращения

В случае с продтоварами время для обращения в магазин ограничено, и напрямую связано со сроками годности. Если вы приобретаете продукцию с конечным сроком реализации «на грани окончания» (например, за 1 день) или речь идет о скоропортящихся продуктах (молочная группа), то предъявить претензии можно только в период срока годности.

Так, купив 10 числа товар, который должен быть реализован и употреблен до 15, невозможно будет вернуть его 16 числа. Но если ваш чек пробит 17 числа, то вы имеете право потребовать заменить просроченную продукцию. Даже если вы в магазине не заметили, что он просрочен. Следить за своевременной реализацией – задача и обязанность торгующих.

Порядок обращения

Обнаружив любой из описанных выше дефектов, потребитель имеет право потребовать от продавца замены/возврата. Если реализатор согласен с претензиями и считает их обоснованными, то потребуется:

  • написать претензию: вы можете скачать образец заявления и заполнить, или написать от руки;
  • указать в ней свои паспортные данные (возьмите общегражданский паспорт с собой);
  • предложить свой вариант решения проблемы (полный возврат средств, замена, частичная компенсация);
  • точно указать причину обращения (просрочка или другие основания).

После вручения Претензии в течение 7 дней торговая точка должна тем или иным способом отреагировать на нее. Обычно при мирном решении вопроса деньги возвращают или обменивают товар в день обращения.

Если продавец не согласен

Несогласие реализатора может выражаться:

  • в споре о качественных характеристиках продтоваров и причин возникновения недостатков;
  • в принципиальном отказе в обмене/возврате.

В первом случае поможет решить вопрос экспертиза. Экспертизу может провести сам магазин. Или потребитель (по собственной инициативе или в случае несогласия с выводами привлеченных продавцом экспертов).

Важно: если дефекты выявлены и в их возникновении виновен реализатор, он оплачивает экспертизу. В случае необоснованных претензий покупателя расходы ложатся на него. По результатам экспертной оценки принимается решение о дальнейших действиях (претензия удовлетворяется или остается неудовлетворенной). Вернуть деньги или обменять продукт на аналогичный, но без дефектов, должны в течение 7 дней с момента обращения. При проведении экспертизы – до 10 дней. Максимальные сроки решения вопроса в добровольном порядке – 30 дней.

Во втором случае последовательность действий покупателя должна быть следующей:

  • написание претензии: в течение 30 дней с момента обращения ему обязаны ответить на претензию;
  • если ее отказываются принимать, необходимо отправить на адрес магазина заказным письмом с уведомлением (обязательно, чтобы факт поступления корреспонденции был зафиксирован документально);
  • при отсутствии ответа в течение 30 дней появляется право обратиться с исковым заявлением в суд.

Исковое заявление составляется, к нему прилагаются все необходимые документы: сама претензия, кассовый чек, выводы экспертизы и другие значимые документы. Это могут быть выписки из истории болезни (если покупатель отравился некачественной продукцией), подтверждение упущенной выгоды (например, срыв контракта из-за болезни, наступившей вследствие отравления), подтверждение затрат на лечение (чеки на лекарства).

Важно: в рамках судебного разбирательства необходимо подтвердить причинно-следственную связь между заболеванием и употреблением в пищу испорченных продуктов. Или факт продажи «просрочки»: дата конечной реализации и дата покупки.

Рекомендуется сохранять все чеки и документы (на экспертизу, на лекарства и прочие). А также прилагать копии, оставляя оригиналы себе. Они послужат доказательством при судебном разбирательстве.

Обратите внимание: отсутствие чека на покупку товара не является основанием для отказа. Это гарантировано статьей 18 ЗоЗПП.

Доказать факт покупки можно:

  • с помощью свидетелей;
  • видеосъемки (снятой лично или с камер наблюдения, хотя предоставлять пленку с таких камер продавец не обязан);
  • выпиской с банковской карты (если покупка была оплачена по безналу);
  • сравнением артикула на упаковке и в накладных.

Любой из этих вариантов будет признан как доказательство в суде. Отказ в возврате/обмене на основании отсутствия чека неправомерен!

Куда можно обратиться

В досудебном порядке при отказе решения конфликтной ситуации мирным путем потребитель может обратиться в контролирующие органы. Это может быть:

  • Общество по защите прав потребителей;
  • Роспотребнадзор;
  • СЭС.

Любая из перечисленных организаций имеет право на проверку деятельности торговых точек.

Донесите представителю или владельцу торговой точки информацию о своем твердом намерении идти до конца: покажите копии жалоб в контролирующие органы и исковое заявление в суд. Обычно в таких случаях администрация предпочитает урегулировать конфликт мирным путем.

Покупка продтоваров с истекающим сроком годности

Часто магазины объявляют акции и скидки на товары, у которых в ближайшее время истекает срок реализации. Можно ли вернуть такую продукцию? Тут все зависит от ситуации:

  • Если было четко указано, что цена снижена в связи с окончанием срока годности, то вернуть товар нельзя. Фактически, здесь реализуется право на компенсацию в разнице стоимости качественного продукта и с аналога небольшими дефектами. Но по инициативе продавца и заранее. И потребителю предоставляется полная и достоверная информация.
  • Если при распродаже была указана неправдивая информация, то претензии к качеству принимаются на общих основаниях.

Дополнительная информация

Есть много нюансов, с которыми может столкнуться потребитель при покупке продтоваров. Остановимся на некоторых из них:

  1. Правила торговли должны соблюдаться при реализации продуктов питания дистанционным способом или при покупке через интернет-магазин. Все нормативные акты и статьи законов действуют при таком способе покупки-продажи. То есть, продавец гарантирует качество, а потребитель сохраняет свои права на возврат некачественной продукции.
  2. С точки зрения законодательства нет никакой разницы между огромным супермаркетом и лотка на ярмарке. Любая торговая точка, реализующая продтовары, обязана:
  • иметь разрешение на торговлю;
  • продавать только качественный товар;
  • соблюдать права на возврат/обмен;
  • предоставлять полную и достоверную информацию о товаре.

Даже если не был выдан чек, покупатель может подтвердить факт покупки описанными выше способами. А при возникновении спорных вопросов (например, на рынке) обратиться в первую очередь к администрации рынка, которая несет ответственность за торгующих.

Есть несколько советов, которые помогут избежать спорных ситуаций:

  • внимательно изучайте маркировку (срок годности, состав и прочие важные данные);
  • помните разницу между ГОСТом и ТУ: в первом случае стандарты устанавливает государство, значит, шанс приобрести качественную продукцию с маркировкой ГОСТ выше (ТУ – технические условия разрабатывает производитель, и они могут отличаться от ГОСТов, например, замена цельного молока на порошковое, использование ряда добавок и прочие нюансы);
  • сроки годности: они могут сказать о качестве продукции (молоко со сроком годности в 3 месяца не может расцениваться как натуральное).
  • рекомендованные правила хранения: порча еды из-за неправильного хранения – целиком ваша ответственность, нельзя предъявить претензии в случае отравления не правильно хранившейся пищей.

Эти советы помогут избежать проблем со здоровьем и конфликтов с магазинами. Но если вы приобрели испорченную еду, не рискуйте, а сразу обращайтесь к продавцам. И требуйте возврата или замены. Помните, что риски для здоровья не стоят сэкономленных денег, а употребление «подозрительной» еды может привести к серьезным заболеваниям.

Похожие статьи: