Как вернуть платье в магазин

Как быть, если купленное платье не понравилось или не подошло по размеру? Или оказалось бракованным и буквально «разлезлось» после первой же стирки? Одежа относится к категории непродовольственных товаров, которые подлежат обмену/возврату. Причем, обменять ее можно даже при отсутствии претензий к качеству. Все ответы дает законодательство, защищающее права потребителей и продавцов. В переговорах можно опираться на ОЗПП, Постановления Правительства № 55 от 19.01.98 и № 569 от 06.06.96, а также ст. 502 ГК РФ.

Причины возврата

При возврате или обмене платья сразу же уточняется главный вопрос: есть ли в приобретенной вещи брак. Отсутствие дефектов, наличие полной и достоверной информации о материале и качественных характеристиках  изделия говорит о продукции надлежащего качества. Если же после покупки обнаруживаются недостатки, продавец не сообщил об их наличии при покупке (например, распродажа вещей с небольшими дефектами по сниженным ценам) или если брак выявляется в процессе эксплуатации, то речь идет о товаре с недостатками.

Недостатками считаются:

  • некачественные швы (неровные, с пропусками);
  • наличие не прокрашенных или неравномерно окрашенных участков ткани;
  • отсутствие пуговиц, стразов и других элементов декора;
  • неисправность застежек;
  • ржавчина на ткани от застежек, молний и других металлических деталей.

Некоторые недостатки устранимы, например, плохо работающую молнию можно заменить. И клиент вправе потребовать от реализатора сделать это за счет магазина или получить компенсацию (снижение стоимости) и самостоятельно отремонтировать вещь. Другие считаются неустранимыми (невозможность исправить дефекты окраски, убрать с ткани ржавчину). Если стоимость ремонтных работ значительная (по отношению к цене изделия), то недостаток также признается неустранимым.

Права потребителя

У потребителя есть право:

  • вернуть товар или обменять, даже если в нем нет недостатков (но в определенные сроки и при условии сохранения товарного вида);
  • потребовать устранить недостатки (ремонт оплачивает торговая точка);
  • договориться о снижении цены на некачественное изделие;
  • обменять платье на аналогичное (с теми же характеристиками, но без брака), или на другое (с доплатой или выплатой части денег в зависимости от соотношения стоимости);
  • вернуть всю уплаченную сумму в полном объеме, то есть, полностью расторгнуть договор купли-продажи.

Но не стоит забывать и о правах продавца. Торговая точка не может отказать в законных требованиях о возврате/обмене товара. Но если покупатель не прав (например, хочет сдать вещь в магазин после окончания гарантийного срока или сам виноват в возникновении брака), то представитель торговой точки вправе отказать ему.

Также отказ будет правомерным, если обнаруженный в процессе эксплуатации брак – вина нового владельца. Например, платье испортилось после стирки в несоответствующем режиме. Полученный дефект – результат неправильной эксплуатации. В спорных ситуациях и покупатель, и продавец вправе привлечь эксперта. Экспертиза точно определит причину возникновения дефекта.

Совет: если после непродолжительной носки изделия выявлен брак, то до визита в торговую точку обратитесь в ремонтную мастерскую. Обычно мастера достаточно точно определяют причины его появления. Также можно будет узнать, устраним ли недостаток и стоимость ремонтных работ. Это поможет при общении с администрацией, например, вы сможете точно указать сумму компенсации, которая потребуется на устранение недостатка.

Экспертизу обычно проводит магазин. Но вы вправе привлечь собственного независимого эксперта (изначально или при несогласии с выводами первичной экспертизы). Оплачивает экспертизу «виновная сторона»: если брак признан заводским, то реализатор, если он появился по вине нового владельца, то покупатель.

Товары надлежащего качества

После покупки вещь может разонравиться: плохо «сидит», не сочетается с остальными предметами гардероба, «не идет».  Также может не подойти размер в случае покупки без примерки. Такое платье тоже можно обменять.

Важно: в течение 14 дней с момента приобретения у потребителя есть право сдать товар в магазин фактически без объяснения причин. Или обменять его на другой, то есть, выбрать платье другого фасона, размера, производителя. Но при этом сдаваемая вещь должна сохранить товарный вид.

Товарный вид определяется:

  • наличием бирок;
  • отсутствием следов носки;
  • отсутствием дефектов, явно возникших по вине покупателя.

Не срезайте бирки, если до конца не уверены, что хотите оставить вещь себе. У вас есть для обдумывания законные две недели, в течение которых магазин обязан принять ее обратно или обменять на другую (ст. 25 ОЗПП).

Обычно с возвратом товара надлежащего качества проблем не возникает. Продавцы готовы вернуть уплаченную  сумму или предлагают выбрать другую вещь. Покупатель может выбрать удобный ему способ. Обмен производится в тот же день, выплата денег – в течение 10 дней максимум.

Для обмена/возврата понадобится:

  • купленное платье в товарном виде;
  • паспорт: данные потребуются при заполнении документов, хотя некоторые магазины могут провести такую операцию и без заполнения претензии на возврат товара надлежащего качества (образец – приложение 1);
  • товарный чек или другие доказательства того, что вещь была куплена в конкретной торговой точке. Хотя чек рекомендуют сохранять на все время гарантийного срока, его отсутствие – не основание для отказа в обмене.

Доказать факт покупки можно:

  • с помощью свидетельских показаний;
  • кадрами видеосъемки (с камер магазина или мобильного устройства);
  • выпиской с банковской карты (с которой были перечислены деньги на расчетный счет продавца);
  • по накладным (сравнить артикул товара).

Бракованные вещи

Если платье не соответствует заявленным качественным характеристикам, оказалось с дефектами или они появились в процессе носки, у вас есть право вернуть или обменять его на другое, без недостатков. Или же потребовать устранить недостатки (или получить денежную компенсацию и сделать ремонт самостоятельно).

Гарантийный срок устанавливает производитель или реализатор, он указывается в сопроводительных документах (выдается гарантийный талон). Если таковой не  выдан при покупке, или не был установлен иным способом, срок гарантии продлевается до 2 лет. Платье может расцениваться как товар сезонный, поэтому отсчет гарантийного срока начинается не с момента покупки, а с даты наступления сезона. Она в разных регионах РФ устанавливается местными властями.

Важно: для обмена/возврата необходимо обращаться вовремя, то есть, пока действует гарантийный срок на изделие (ст. 18 ОЗПП).

Пример: вы купили летнее платье в конце осени или ранней весной. Естественно, носить его в холодное время не могли. А после наступления сезона при носке были обнаружены дефекты. Вам не могут отказать в его замене только на том основании, что срок гарантии закончен. Его должны определять не датой покупки, а датой начала эксплуатации сезонного товара.

Если реализатор согласен с претензиями, то вопрос решается мирным путем в установленные сроки:

  • выплата денег: в течение 3 дней с момента обращения;
  • обмен: в течение 7 дней (срок может быть увеличен при проведении экспертизы до 10 дней);
  • устранение недостатков за счет потребителя при компенсации части суммы: не более 10 дней;
  • при требовании устранить недостатки силами реализатора – до 45 дней.

При отказе

Как действовать, если продавец отказывает в законных требованиях? Необходимо:

  • написать Претензию в 2 экземплярах, один из которых вручить представителю торговой точки и обязательно получить отметку о ее принятии (можно заполнить заранее на бланке – см. Претензия, или по образцу от руки);
  • при отказе принять Претензию, отправляйте ее почтой (обязательно заказным письмом с уведомлением, это будет документальное подтверждение вашего обращения);
  • отреагировать на Претензию должны в течение 30 дней с момента обращения;
  • проведите экспертизу и предъявите ее результаты продавцу (в случае, если вы не виноваты в возникновении дефекта, расходы на ее проведение будет нести магазин);
  • при отсутствии реакции пишите исковое заявление в судебные инстанции.

Обратитесь за помощью в Общество по защите прав потребителей и/или Роспотребнадзор. Предъявите жалобы и исковое заявление представителю торговой точки. Обычно такие меры действенны: проверки контролирующих органов и предстоящее судебное разбирательство не выгодно магазину. В случае правомерности требований потребителя, он получает право на компенсацию всех судебных издержек, компенсацию стоимости экспертизы, возмещение материального и морального ущерба. Кроме того, за каждый день просрочки по невозврату денежных средств начисляется пеня в размере 1% от суммы. Магазину лишние затраты обычно не нужны, и вопрос решается еще до суда.

Интернет-торговля

Правила для интернет-торговли фактически не отличаются от тех, которые действуют в обычных магазинах. Покупательница может вернуть как качественное платье, так и бракованное. Ключевые отличия – в порядке возврата:

  • вернуть товар надлежащего качества без объяснения причин можно до момента вручения посылки (обычно достаточно уведомить продавца об отказе от покупки, чтобы он отозвал заказ);
  • после получения посылки у потребителя будет 7 дней на то, чтобы вернуть ее (если не подошел цвет, размер, фасон, можно обменять или оформить отказ);
  • при выявлении дефектов: в течение всего времени действия гарантийного срока (при отсутствии данных о таковом – в течение 2 лет).

При возврате/обмене изделий без дефектов пересылка обратно обычно оплачивается покупателем.

Покупка в интернет-магазине – такой же договор купли-продажи, и права потребителей и продавцов защищаются законом, как и в стационарных точках. А при их нарушении вопросы решаются в судебном порядке.

Важно: не путайте интернет-магазины и курьерскую службу доставки стационарной точки. В первом случае действуют особенные правила (например, срок для возвращения в течение 7 дней), во втором сохраняются все правила торговли обычного магазина.

Распродажи

Особый вид сделки – продажа непродовольственных товаров по сниженным ценам. Есть два вида распродажи:

  1. Снижение стоимости для реализации «неходовых» моделей, остатков партии, брендовых вещей старых коллекций и другие ситуации. В данном случае речь идет о инициативе торговой точки – уценке качественной продукции для ее скорейшей реализации.
  2. Распродажа изделий с дефектами. В данном случае покупателя уведомляют, что стоимость снижена в связи с выявлением брака.

Можно ли вернуть вещи, приобретенные на распродаже? В первом случае действуют все правовые нормы: качество гарантирует реализатор, уценка – исключительно его инициатива, поэтому ответственность продавец несет в полном объеме и обязан принять как качественное, так и некачественное изделие.

При распродаже изделий с дефектами по сниженным ценам вернуть его в бутик нельзя. Продавец  честно проинформировал о причине снижения стоимости. Он фактически реализовал заранее право потребителя на частичную компенсацию средств для устранения дефектов и «выплатил» разницу в стоимости качественного и некачественного изделия.

Обратите внимание: если речь идет о детском гардеробе, то все перечисленные нормы будут действовать, детская одежда реализуется по тем же правилам, что и взрослая и не является отдельной категорией непродовольственных товаров.

Похожие статьи: